Система страховой защиты при страховании грузоперевозок
Грузовое и легковое автохозяйство,
22 декабря 2001 г.
Страхование ответственности транспортно-экспедиторских организаций 3502 просмотра
Одним из наиболее надежных и относительно недорогих способов полного и быстрого возмещения ущерба и потерь как от природных явлений, так и от человеческой деятельности является страхование, в данном случае, страхование ответственности экспедитора.
В настоящее время около 75% всех грузоперевозок за рубежом выполняется с помощью транспортно-экспедиторских компаний и фирм, которые обеспечивают перевозки грузов, не являясь перевозчиками. Одна из основных функций экспедитора — заключение договоров перевозки грузов. При транспортно-экспедиторском обслуживании груз может перевозиться экспедитором на собственном транспортном средстве, принадлежащем какому-либо перевозчику, на основе заключенного договора субподряда. Естественно, что в процессе предоставления указанных услуг экспедитор в силу действующих национальных и международного законодательств, а также, как правило, в соответствии с договорами на оказание транспортно-экспедиционного обслуживания, несет ответственность за сохранную доставку груза на оговоренных в договоре условиях. Рискованный характер деятельности экспедитора, связанный как и с различного рода действиями третьих лиц, в том числе криминального характера, так и с быстро меняющимся законодательством в ряде стран, нестабильностью экономик, возможным неисполнением своих обязательств партнерами экспедитора и просто с различного рода природными явлениями и прочими форс-мажорами, приводит экспедитора к объективной необходимости защиты собственных имущественных интересов. Одним из наиболее надежных и относительно недорогих способов полного и быстрого возмещения ущерба и потерь как от природных явлений, так и от человеческой деятельности является страхование, в данном случае, страхование ответственности экспедитора. Объектом страхования ответственности экспедитора являются имущественные интересы Страхователя, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный личности или имуществу юридических и физических лиц в связи с выполнением Страхователем своих обязательств по договорам перевозки и экспедирования грузов, установленных положениями соответствующих международных транспортных конвенций, государственного транспортного законодательства соответствующих стран, стандартными условиями предоставления услуг, одобренных Ассоциациями экспедиторов и дорожных перевозчиков страны Страхователя. При страховании ответственности, любой, в том числе и ответственности экспедитора, необходимо выяснить источники возникновения этой ответственности. При организации перевозки груза экспедитор вступает в определенные отношения с одной стороны, с грузоотправителем, получателем груза, таможенными органами и другими государственными инстанциями различных стран, а так же с обычными гражданами, а с другой стороны, с перевозчиками, операторами складов, стивидорами и прочими предприятиями, от качества услуг которых, зависит исполнение взятых, на себя обязательств экспедитором. Ответственность перед всеми этими категориями лиц определена законодательно (в западной практике рассматривается как внедоговорная ответственность), а с некоторыми категориями дополнена специальными договорами (и в западной практике называется «ответственность по договору»). Таким образом, для целей страхования риски ответственности экспедитора можно условно классифицировать следующим образом: 1. Ответственность за сохранную доставку грузов (ответственность перед клиентами). 2. Финансовые убытки, к которым относятся различные ошибки и упущения служащих страхователя. 3. Ответственность перед третьими лицами в случае причинения вреда перевозимым грузом. Ответственность экспедитора по данному пункту регулируется национальным гражданским законодательством страны, в которой произошел случай. 4. Расходы страхователя. К ним можно отнести расходы Страхователя по предотвращению и уменьшению размера ущерба, а в случае наступления страхового случая — расходы по установлению размера ущерба, а также услуги юристов и адвокатов по защите прав Страхователя перед истцами, и т.п. Кроме того, по усмотрению Страховщика в страховое покрытие включаются другие риски ответственности экспедитора по желанию клиента. Но условия страхования данных рисков оговариваются в каждом конкретном случае отдельно, так как их страхование не носит массового характера, а вытекает из деятельности конкретного экспедитора. К таким рискам можно отнести ответственность экспедитора за используемые контейнеры или полуприцепы, риск неполучения фрахта и т.д. Остановимся подробнее на основном риске экспедитора. Ответственность за сохранную доставку грузов (ответственность перед клиентами). Как правило, по данному пункту покрывается ответственность за утрату, гибель и/или повреждение груза по любой случайной причине, кроме случаев, предусмотренных законодательством и специально оговоренных в правилах страхования (могут несколько отличаться у различных страховщиков) в разделе «исключения», возникающая в соответствии с действующим законодательством и предусмотренная договором экспедирования. Ответственность экспедитора — резидента РФ в настоящее время регулируется условиями Гаагских и Гаагско-Висбийских правил, конвенцией KOTIF/SMGS, конвенцией CMR (КДПГ), Варшавской конвенцией и условиями коносамента Международной федерации экспедиторских ассоциаций ФИАТА. Однако, в некоторых случаях, в зависимости от региона деятельности экспедитора, могут быть задействованы и другие условия национального законодательства различных стран. Обязанность перевозчика означает, что экспедитор берет на себя транспортную ответственность за товар клиента независимо от того, выполняет ли он перевозку своими транспортными средствами или нет. Экспедитор отвечает как перевозчик, если он: 1) выдает свой коносамент или иной сопроводительный документ, 2) выполняет перевозку грузов как свою продукцию (например, консолидация фрахта), 3) осуществляет международную автомобильную перевозку грузов, если специально не согласовано иное. Экспедитор отвечает как посредник без ответственности перевозчика: 1) когда он осуществляет перевозку груза морским, воздушным, железнодорожным транспортом или комбинированную перевозку, 2.) если при приеме или отправке груза он обязуется осуществить таможенные формальности при экспорте (на условиях FOB) или импорте без ответственности перевозчика, 3) когда экспедитор, как агент перевозчика, выдает сопроводительный документ перевозчикам, 4) когда согласовано или когда клиент экспедитора потребовал, чтобы использовался конкретный перевозчик. Экспедитор также может взять на себя обязательства оказывать и другие вышеперечисленные услуги. Эти обязательства регулируются также договором экспедирования, дополнительным соглашением к нему или отдельным договором. Ответственность экспедитора вытекает из договора экспедирования. Ответственность экспедитора в качестве перевозчика начинается сразу после принятия им груза для перевозки. Ответственность прекращается, когда груз передан получателю или доставлен в конечный пункт в соответствии с указаниями получателя. В любом случае ответственность закончится в течение 15 дней после того, как экспедитор сообщил получателю о прибытии груза или направил по данному клиентом адресу письменное сообщение. Ответственность снимается, если утеря, снижение стоимости или повреждение груза вызваны: а) ошибкой или небрежностью клиента, б) обработкой, погрузкой, погрузкой на судно, разгрузкой клиентом или лицом, действующим от его имени, в) естественными свойствами грузов, как, например хрупкостью, утечкой, самовозгоранием, гниением, коррозией, брожением, испарением, или чувствительностью к холоду, жаре или влаге, г) отсутствующей или недостаточной упаковкой, д) неправильным или неполным адресом или маркировкой грузов, е) неверной или недостаточной информацией о грузе, ж) обстоятельствами, которых экспедитор не мог избежать и последствия которых он не мог предотвратить (этот пункт имеет особое значение в судебных разбирательствах). Поскольку данные обстоятельства снимают обязательства по компенсации ущерба с экспедитора, т.е. со Страхователя, то и ответственности Страховщика, застраховавшего его ответственность, в данном случае не наступает. Однако, как правило, при заключении договора страхования страховщики отдельно оговаривают все вышеуказанные исключения в договоре страхования. Компенсация за утерю или уменьшение стоимости груза рассчитывается на основании объявленной в счете фактуре ценности, если нет доказательств о том, что рыночная стоимость груза или общепризнанная стоимость такого же вида или типа грузов во время и на месте принятия его экспедитором, отличалась от указанной в счете фактуре стоимости. Компенсация не выплачивается за антикварную, духовную, или иную особую ценность. Компенсация за поврежденные товары выплачивается в объеме их новой уменьшенной стоимости. Данную сумму получают, когда рассчитывают процент уменьшения стоимости поврежденных товаров по отношению к первоначальной стоимости товаров (действительной или установленной в счете фактуре). Ответственность экспедитора, а, следовательно, и его страховщика, ограничивается той суммой, которую следует заплатить при полной утере груза. Если только часть груза потеряет вследствие повреждения свою стоимость, то верхним пределом компенсации является сумма, которую необходимо заплатить при полной утере названной части груза. Право собственности на груз переходит к экспедитору, когда он оплатил полную стоимость груза. Верхний предел ответственности экспедитора в качестве перевозчика груза в случае потери, уменьшения стоимости или повреждения груза составляет 8,33 SDR за каждый утерянный уменьшивший стоимость или поврежденный брутто-килограмм груза. В случае согласованного использования определенного вида транспорта или если доказано, что потеря, уменьшение стоимости, повреждение груза произошли вследствие использования определенного вида транспорта, то во всех случаях экспедитор отвечает в соответствии с действующим в отношении данного вида транспорта законодательством и обще используемыми условиями перевозки грузов. Экспедитор как посредник отвечает за повреждение грузов, вызванные его халатностью при выполнении договора. Он не отвечает за действия или бездействия третьих лиц при перевозке, погрузке, передаче, таможенном оформлении, изыскании денег или другие услуги, переданные третьим лицом экспедитору при условии, если экспедитор может доказать, что руководствовался соответствующими правилами при выборе третьего лица. Учитывая данную особенность можно говорить о большой значимости субъективного фактора при реализации риска ответственности. То есть экспедитор, осуществляющий организацию перевозки как посредник, имеет минимальный риск объективного характера и практически полностью может сам контролировать ситуацию и управлять собственным риском. Именно поэтому страховой интерес у экспедитора, отвечающего как посредник значительно ниже, чем у экспедитора, отвечающего как перевозчик, и для страховщика его ответственности при правильно проведенном андеррайтинге, риск также значительно снижается. Экспедитор не несет ответственности за деньги, ценные бумаги и другие ценности, если это специально не оговорено. При определении компенсации за утерю, уменьшение стоимости и повреждение груза или за задержку, руководствуются теми же правилами, что и при ответственности экспедитора как перевозчика. Верхний предел ответственности экспедитора в качестве посредника составляет 50000 SDR за каждый договор, учитывая, что компенсация не должна превышать в случае утери, уменьшения стоимости или повреждения груза — 8,33 SDR за каждый утерянный, уменьшивший стоимость или поврежденный брутто-килограмм груза. (1. Общие условия Ассоциации экспедиторов Северных стран 1985 г., Эстонии, России) При складировании грузов применяются следующие дополнительные условия: 1) При складировании грузов экспедитор по требованию клиента выдает квитанцию о приеме или складскую квитанцию. Данный документ указывает количество принятых товаров. 2) Если клиент не распорядился о складировании груза, экспедитор может действовать на свое усмотрение, учитывая сохранность груза. 3) Ответственность экспедитора при складировании определена так же, как ответственность экспедитора как посредника. При расчете компенсации исходят все же из стоимости груза в день его утери, суммы уменьшения стоимости груза в результате повреждения. 4) Если экспедитор складирует груз во время перевозки, в которой он несет ответственность как перевозчик, тогда он отвечает за складирование груза в течение 15 дней после осуществления перевозки на тех же основаниях, которые определяют его ответственность как перевозчика. 5) Если выясняется, что находящийся на складе груз по своим свойствам опасен для имущества или людей, клиент обязан немедленно вывезти груз. Адрес доставки груза клиент обязан сообщить во время передачи груза, не позднее. В случае изменения адреса клиент должен немедленно сообщить его экспедитору. Ограничение ответственности страховщика по указанному риску соответствует ограничению ответственности экспедитора, однако в соответствии с требованиями законодательства и общепринятой практикой, страховщики ограничивают максимальный предел своей ответственности, лимит ответственности и в абсолютной сумме. Величина лимита ответственности устанавливается Страховщиком по согласованию со Страхователем и обычно не превышает 1000000 долларов США по 1 страховому случаю.
С. ИВТУШОК, ОСАО «Ингосстрах»
Вся пресса за 22 декабря 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование грузов, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|